Наглядная физика. Механическое движение и взаимодействие тел
Интерактивные модели
1. Относительность движения.
2. Расстояние и путь.
3. Зависимость координаты от времени (1)
4. Зависимость координаты от времени (2)
5. Средняя скорость движения
6. Равномерное прямолинейное движение (1)
7. Равномерное прямолинейное движение (2)
8. Изменение веса
9. Деформация тела
10. Трение на наклонной плоскости
11. Шариковый подшипник
12. Роликовый подшипник
Равномерное прямолинейное движение (2)
Модель демонстрирует равномерное прямолинейное движение двух шариков и соответствующие графики зависимостей пути и скорости от времени. Наглядно показана зависимость движений от начальных скоростей шариков.
Равномерное прямолинейное движение - это движение, при котором тело движется с постоянной скоростью v.
Значение скорости движения v = s/t с течением времени не изменяется.
Поэтому график скорости равномерного прямолинейного движения - это прямая параллельная оси времени.
При этом пройденный телом путь s = v·t, с течением времени увеличивается прямо пропорционально времени.
Графиком пути будет прямая, наклоненная к оси времени.
Угол наклона тем больше, чем больше значение скорости v.
Изменение веса
Вес тела – это сила, с которой тело, вследствие притяжения Земли, действует на опору или подвес. Модель демонстрирует зависимость веса от состояния движения тела. В модели показано изменение веса в самолёте при изменении направления движения.
Вес тела - это сила, с которой тело, вследствие притяжения Земли, действует на опору или подвес. Если тело покоится (v = 0) или движется равномерно (v =const), вес тела численно равен силе тяжести P = Fт. Но вес действует на опору или подвес. Сила же тяжести - на тело. Если тело на опоре или подвесе движется вверх или вниз с увеличивающейся скоростью, В модели показано изменение веса в самолёте. Те, кто летал на самолёте, возможно, помнят свои ощущения, когда самолёт "проваливался в воздушную яму". На самолёт действует три силы: сила тяжести, сила тяги двигателя и аэродинамическая сила (сопротивление + подъёмная) и вес предметов в самолёте зависит от соотношения этих сил. В модели демонстрируются два крайних случая движения самолёта: В верхней части траектории подъёмная сила мала и самолёт проваливается, траектория выпуклая, вес предметов в самолёте меньше нормы (при определённых условиях возможна невесомость). Когда самолёт заканчивает движение вниз, лётчик увеличивает подъёмную силу, траектория становится вогнутой, вес в самолёте больше нормы, это перегрузка.
Вес тела P в отличие от силы тяжести Fт зависит от состояния движения тела.
то вес может быть больше силы тяжести (движение вверх) или меньше силы тяжести (движение вниз).
Действие на тело силы может вызвать деформацию, т.е. изменить размеры и форму тела. Модель наглядно демонстрирует различные виды деформации: растяжение и сжатие, сдвиг, изгиб и кручение.
Действие на тело силы может изменить скорость его движения или вызвать деформацию, т.е. изменить размеры и форму тела. Бывают деформации: Деформация является упругой, если после снятия деформирующей силы размеры и форма тела восстанавливаются.
Модель демонстрирует проявление силы трения скольжения или силы трения покоя, когда брусок находится на наклонной плоскости. Можно изменять угол наклона плоскости и материалы бруска и плоскости.
Сила трения скольжения Fтр.ск. возникает тогда, когда одно тело движется по поверхности другого.Если же тело покоится, но есть сила F стремящаяся привести тело в движение, то противоположно направленная ей сила, называется силой трения покоя Fтр.п. . Сила трения скольжения Fтр.ск. зависит от свойств соприкасающихся поверхностей и от силы давления. Сила трения покоя Fтр.п. изменяется от нуля (если нет силы, стремящейся привести тело в движение)
При скольжении одного тела по поверхности другого сила трения скольжения Fтр.ск. постоянна и направлена против скорости движения тела.
до максимальной величины (тело находится на грани скольжения).
Чтобы уменьшить трение скольжения, применяют смазку или заменяют скольжение качением, поскольку сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения. Для такой замены шариковые и роликовые подшипники. Модель демонстрирует устройство шарикового подшипника.
Чтобы уменьшить трение скольжения, применяют смазку или заменяют скольжение качением. Сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения. Для замены силы трения скольжения трением качения используют шариковые и роликовые подшипники. Вращающийся вал машины или механизма не скользит, а катится по неподвижному вкладышу подшипника на шариках или роликах.
Чтобы уменьшить трение скольжения, применяют смазку или заменяют скольжение качением, поскольку сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения. Для такой замены шариковые и роликовые подшипники. Модель демонстрирует устройство роликового подшипника.
Чтобы уменьшить трение скольжения применяют смазку или заменяют скольжение качением. Сила трения качения значительно меньше силы трения скольжения. Для замены силы трения скольжения трением качения используют шариковые и роликовые подшипники. Вращающийся вал машины или механизма не скользит, а катится по неподвижному вкладышу подшипника на шариках или роликах.