Продукты
Техподдержка
Демо-Онлайн
О компании
поиск
ЯЗЫК
Имя пользователя
Пароль
Запомнить меня
Забыли данные входа на сайт?
Онлайн
Дошкольное обучение
Готовимся к школе
Начальная школа
Беларуская лексiка
Минсковедение
Развиваем речь
Наглядная математика 2-4
Предметное обучение (старшая школа)
Алгебра 9
Алгебра 10
Наглядная геометрия. Планиметрия
Наглядная физика. Механическое движение и взаимодействие тел
Наглядная физика. Работа и мощность. Энергия. Простые механизмы
Наглядная физика. Давление твердых тел, газов и жидкостей
Наглядная физика. Тепловые явления
Наглядная физика. Электромагнитные явления
Наглядная физика. Световые явления
Наглядная физика. Основы кинематики
Наглядная физика. Основы динамики
Наглядная физика. Законы сохранения
Наглядная физика. Молекулярная физика
Наглядная физика. Электричество
Наглядная физика. Магнетизм
Наглядная физика. Механические колебания и волны
Наглядная физика. Электромагнитные колебания и волны
Наглядная физика. Оптика
Наглядная физика. Квантовая физика
Подготовка к ЦТ. Обобщение и систематизация
Математика
Физика
Химия
Русский язык
Беларуская мова
Гiсторыя Беларусi
Словообразование
1. Укажите ряды, в которых все слова непроизводные:
работать, щенок, лавка
справка, седеть, рыло
рознь, актер, стойкий
сторона, русалка, румяный
рукав, черпак, сурьмяный
Комментарий. Слово, которое ни от чего не образовано, называется непроизводным. Например, в слове
работать
основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с помощью суффикса (
работ-ник
), тогда основа
работ-
выступает как производящая, а основа нового слова
работник
– производная.
2. Укажите ряды, в которых правильно указано производящее слово:
дубляж – дублировать
слепливаться – слепить
идиллически – идиллический
лепетунья – лепет
сплетение – сплести
Комментарий. Производящей называется основа (производная и непроизводная), на базе которой образовано слово. Чтобы правильно определить производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову, имеющее близкий состав. При этом надо обращать внимание на связь между лексическим значением слова и его морфемным составом. Существительные со значением признака предмета образованы от прилагательных или причастий:
благодарность – благодарный
. Существительные со значением действия или производителя действия – от части речи, обозначающей действие – от глагола:
дубляж – дублировать
. В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:
сплести – сплетение
(действие по глаголу),
бережливый – бережливость
(отвлечённый признак). Наречия, обозначающие качество действия, – от прилагательных:
идиллически – идиллический
. В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского рода, производным – существительное женского рода:
лепетунья – лепетун
. При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:
слепливаться – слепиться
.
3. Укажите ряды слов, в которых правильно составлена словообразовательная цепочка:
писать — записать — записка — записочка
сухой — сушить — высушить — высушивать
корень — укоренять — укоренить — укорениться
садить — рассада — рассадить — рассадный
золото — золотить — позолота
Комментарий. Ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего, называют словообразовательной цепочкой:
сухой – сушить – высушить – высушивать – высушивание; корень – укоренить – укорениться
или
корень – укоренить – укоренять; садить – рассадить – рассада – рассадный; золото – золотить – позолотить – позолота.
4. Укажите ряды, в которых все слова образованы приставочным способом:
переплыть, дискомфорт, сверходарённый
поныне, подогреться, излёт
антилогарифм, разметнуться, неметаллический
ненавистный, подмостки, праотец
неполный, напророчить, навсегда
Комментарий. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок. Например, глагол
переплыть
образован от глагола
плыть
с помощью приставки
пере-
. Приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова. Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи:
дискомфорт – комфорт, антилогарифм – логарифм, выходить – ходить, сверходарённый – одарённый, металлический – неметаллический, праотец – отец, неполный – полный, пророчить – напророчить, навсегда – всегда, поныне – ныне.
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов. Не все слова с
не-
образованы приставочным способом: ненавистный – ненависть (суффиксальный способ).
Разметнуться – метнуть
,
подмостки – мост
(приставочно-суффиксальный способ).
Излёт – излететь
(способ нулевой суффиксации).
5.Укажите ряды, в которых все слова образованы суффиксальным способом:
подводный, светлый, подставка
березняк, смолить, сероватый
серость, каменный, врачевать
заготовка, куда-либо, пригородный
птичий, синь, охать
Комментарий. Суффиксальный способ – добавление к исходной основе суффикса. Глагол
смолить
образован от существительного
смола
с помощью глагольного суффикса
-и-
(
смолить – смола
). Иногда при образовании нового слова происходит отсечение части основы производящего слова: з
аготовить – заготовка
. Как разновидность суффиксального способа иногда рассматривается бессуффиксный (нулевая суффиксация):
синий – синева
и
синий – синь
.
6.Укажите ряды, в которых все слова образованы приставочно-суффиксальным способом:
по-старому, собеседование, соотечественник
подстаканник, ополячить, бесполезный
околополюсный, наохаться, зарубежье
во-первых, безногий, по-хорошему
безбилетный, по-волчьи, подотчётность
Комментарий. Приставочно-суффиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия:
подстаканник – стакан
,
околополюсный – полюс, ополячить – поляк, по-старому – старый
. Суффикс -j- может быть не выражен в слове графическим знаком:
зарубежь-[j]-е – рубеж, по-волчь-[j]-и – волчий
. Приставочно-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис: от прилагательных – с приставкой
по-
и суффиксами
-ому, -ему, -и
:
по-хорошему – хороший
; от порядковых числительных – с приставкой
в-/во-
и суффиксом
-ых/-их
:
во-первых – первый
. Часто слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
безног-ø-ий (без ног) – нога, безбилетный (без билета) – билет
..
7. Укажите ряды, в которых все слова образованы способом сложения:
диван-кровать, лесостепь, тренога
комроты, пароходный, пол-огурца
стеклозавод, выставка-продажа, педсовет
крохобор, авиапочта, чаеводческий
разноголосица, пятиугольник, продмаг
Комментарий. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями. Выделяют следующие разновидности сложения: сложение производящих слов:
диван-кровать – диван, кровать
; сложение производящих основ с помощью соединительной гласной:
лесостепь – лес-о-степь – лес, степь
; сложение начальной части слова (основы) с целым словом или частью слова, то есть образование сложносокращённых слов:
комроты – командир роты, пол-огурца – половина огурца, продмаг – прод-уктовый маг-азин
. От сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово:
пароходный – пароход, разноголосица – разноголосый, чаеводческий – чаевод
.
8. Укажите ряды, в которых все слова образованы способом слияния:
долгоиграющий, умалишённый, быстрорастворимый
сумасшедший, тотчас, самосвал
высокоразвитый, глубокоуважаемый, малопригодный
мелководный, скоропортящийся, высокохудожественный
многообещающий, засухоустойчивый, вечнозелёный
Комментарий. Слияние – это образование слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании:
умалишённый
– слово образовано в результате слияния сочетания причастия
лишённый
и зависимого от него существительного
ум
в форме родительного падежа –
ума
, ср.:
лишённый
(чего?)
ума
человек,
ума лишённый
человек.
Сумасшедший
– слово образовано в результате слияния причастия
сшедший
и зависимого от него существительного
ум
в форме родительного падежа с предлогом
с – с ума
, ср.:
сшедший
(как? каким образом?) с
ума
человек, с
ума сшедший
человек.
Долгоиграющий
– слово образовано в результате слияния причастия
играющий
и зависимого от него наречия
долго
, ср.: пластинка, играющая (сколько? как долго?)
долго
,
долго играющая пластинка
. Этим же способом образованы слова:
быстрорастворимый – растворимый
(насколько быстро?)
быстро, многообещающий – обещающий
(сколько?)
много, малопригодный – пригодный
(насколько? в какой степени?) мало,
вечнозелёный – зелёный
(как долго?)
вечно
,
тотчас –час
(который?) тот,
скропортящийся – портящийся
(как быстро?) скоро,
высокохудожественный – художественный
(в какой степени?)
высоко
,
глубокоуважаемый – уважаемый
(насколько?)
глубоко, высокоразвитый – развитый
(в какой степени?)
высоко
.
9. Укажите ряды, в которых все слова образованы постфиксальным способом:
когда-нибудь, покраситься, компенсироваться
учиться, возвыситься, где-то
какой-то, биться, мыться
когда-либо, прилуниться, дичиться
когда-либо, увлечься, набегаться
Комментарий. Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью постфиксов. К словообразовательным постфиксам относятся возвратный постфикс
-ся
; постфиксы неопределённых местоимений
-то, -либо, -нибудь
. Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия:
учиться – учить; какой-то – какой; когда-либо – когда
.
10. Укажите ряды, в которых способ образования слов определён верно:
безобразие, садоводческий (суффиксальный способ)
собирать, прибеглый (суффиксальный способ)
безусый, неподвижный (приставочный способ)
обезводить, заледеневать (приставочно-суффиксальный способ)
широкополосный, ясновидец (сложение с суффиксацией)
Комментарий.
Безобрази[jэ] – безобразный, садоводческий – садовод, собирать – собрать, безусый – усы
(приставка без- и нулевой суффикс),
неподвижный – подвижный, обезводить – вода, заледеневать – заледенеть, широкополосный – широкие полосы, ясновидец – ясно видеть
.
Алгоритм словообразовательного анализа:
1. Дать толкование лексического значения слова.
2. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано, выделить производящую основу.
3. Выявить морфему, с помощью которой оно образовано.
4. Построить словообразовательную цепочку.
5. Определить способ словообразования.
При словообразовательном анализе необходимо помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:
о//ы//у, о//а, ø//и//е, и др. (собрать – собирать – соберу); ж//г, ш//х, ч//к//ц, ск//ст//щ и др. (прибеглый – прибежать); б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл, м//мл (любить – люблю – влюблённый).