Авторы: Е. С. Грабчикова, С. И. Сергеев ( год разработки 2005-2007, обновление 2019 г)
победитель конкурса “Лучшая обучающая программа года” III Международной специализированной выставки TIBO “ЦИФРОВОЙ ДОМ 2005”
Программно-методический комплекс "Развиваем речь" - это мультмедийная обучающая программа для учащихся 3-4-ых, а также 5-ых классов. Прилагаются: руководство пользователя, методические рекомендации.
Цель программы: развитие речи, формирование коммуникативных умений, обогащение словарного запаса учащихся.
Изучая язык, мы развиваем свою речь. Речь нам нужна для того, чтобы уметь общаться, лучше понимать друг друга, делиться своими мыслями и чувствами. Чем больше слов, интересных выражений знает человек, тем окружающим интересней его слушать.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Например, только с одним словом РУКА насчитывается более пятидесяти:
подать руку - помочь;
лёгкая рука - удачное начало;
дать руку на отсечение - поручиться...
Работа с программой:
развивает коммуникативные способности учащихся;
обогащает словарь учащихся фразеологизмами, уточняет и активизирует его;
формирует культуру речевого поведения учащихся.
Программа содержит:
21 анимированный урок;
фразеологический словарь, охватывающий свыше 200 наиболее употребляемых в речи фразеологических выражений;
тесты, сгрупированные как по урокам, так и по темам.
Урок включает в себя:
представление трёх фразеологизмов, построенных на диалогах персонажей и анимации (в юмористической форме);
интерактивные задания тестового характера.
Тематическое содержание:
Список уроков (включая презентуемые фразеологизмы):
Урок 1. Мы с тобою так похожи, ты ребёнок, и я – тоже! Как две капли воды. Как небо и земля. Белая ворона;
Урок 2. Главное – не бояться! Стоять как вкопанный. Сердце в пятки ушло. Мурашки по коже.
Урок 3. Мой папа – самый лучший! Мастер на все руки. Поймать сразу двух зайцев. Пойти в гору.
Урок 4. Слушаем и делаем выводы. Развесить уши. Как с гуся вода. Шито белыми нитками.
Урок 5. Ребята, давайте жить дружно! Держать камень за пазухой. Как кошка с собакой. Свинью подложить.
Урок 6. Чтобы успеха добиться, нужно потрудиться. Лежачий камень. Ловить мух. Гореть в руках.
Урок 7. Много или мало? Куры не клюют. Кот наплакал. С три короба.
Урок 8. Во что лучше не попадать? Под горячую руку. Сесть в калошу. Не в своей тарелке.
Урок 9. Лучше говорить правду. Пускать пыль в глаза. Водить за нос. Вогнать в краску.
Урок 10. Надо маме помогать. Делать из мухи слона. Вертеться как белка в колесе. Как с луны свалиться.
Урок 11. Не нужно тратить время попусту. Бросать камешки в чей-то огород. Плевать в потолок. Как селёдок в бочке.
Урок 12. Часто так бывает… Яблоко раздора. Покупать кота в мешке. Точить зуб.
Урок 14. Однажды на уроке… Брать быка за рога. Как сонная муха. Как на иголках.
Урок 15. У каждого своё чувство прекрасного. Днём с огнём. Курам на смех. Как баран на новые ворота.
Урок 16. Всем нужна на свете доброта. Как сыр в масле кататься. Смотреть со своей колокольни. Дарёному коню в зубы не смотрят.
Урок 17. Всегда нелегко оправдываться. Тянуть кота за хвост. Набрать в рот воды. Где раки зимуют.
Урок 18. Легко ли быть взрослым? Выжатый лимон. Руки отваливаются. Биться как рыба об лёд.
Урок 19. Если хорошо поработал – жди успехов! Держать в ежовых рукавицах. Вилами по воде писано. Летать на крыльях.
Урок 20. На ошибках учимся. Смотреть сквозь розовые очки. Попасть на удочку. Бить во все колокола.
Комплекс представляет широкие возможности как для использования в качестве дидактического материала на уроках, так и для самостоятельной работы учащихся. Материал изложен в соответствии с программой и учебником русского языка для 4-го класса школ РБ. Его использование позволяет учителю реализовать личностно-ориентированное обучение, как на уроках, так и во внеурочное время.
Работу с программой можно организовать в разнообразных условиях:
в классе с компьютером и мультимедиа-проектором;
в классе с компьютерной сетью;
в классе с интерактивной доской;
в классе с интерактивной панелью с модульным ПК.
Системные требования 
IBM PC – совместимый компьютер; • ОС Windows XP и выше; • DirectX 10; • Adobe Flash Player; • Процессор P-III 1000Mhz; • Свободное дисковое пространство – 150 Мегабайт; • SVGA видеоадаптер с глубиной цвета 32-bit (разрешение 800x600) • ОЗУ: 512 Мегабайта 1 Гигабайт для ОС Windows 7